Выбор региона: Самара
|
|
||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
Эволюция нормативных документов по проектированию и строительству объектов СУГ
При проектировании и сдаче в эксплуатацию объектов СУГ надлежит руководствоваться действующими нормативными документами (НД). Если мы проанализируем эволюцию НД, регламентирующих проектирование объектов СУГ за последние пятьдесят пять лет, многое сразу станет понятным. Примерно это выглядит следующим образом: 1965 год. СНиП II-Г.12-65 «Газоснабжение. Баллонные и резервуарные установки сжиженного газа» подробно и детально описывал правила проектирования объектов, использующих СУГ в качестве топлива. 1976 год. Следующий нормативный документ СНиП II-37-76 «Газоснабжение. Внутренние и наружные устройства» вобрал в себя ряд других документов, доминировать стали требования к объектам сетевого газоснабжения природным газом. Тем не менее, требования к проектированию объектов СУГ подробно описаны. 1987 год. Последний документ, подробно рассматривающий правила проектирования объектов СУГ - это СНиП 2-04-08-87 «Газоснабжение», введенный в действие тридцать три года назад. В действующем СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы» СУГ посвящено всего нескольких страниц, описывающих в основном резервуары и резервуарные установки. Остальное оборудование, применяемое на объектах СУГ, в этом СП практически не упоминается. Совершенно не рассмотренными остаются практически все сложные системы, использующие СУГ в качестве рабочей среды, например такие, как насосные и компрессорные установки, испарительные и смесительные системы. В условиях отсутствия нормальных действующих нормативных документов как проектировщики и эксперты, так и специалисты Ростехнадзора вынуждены руководствоваться документами, относящимися не к проектированию, а к эксплуатации объектов, либо к иным документам, не имеющим прямого отношения к объектам, использующим СУГ в качестве топлива. В частности, при анализе наших проектов эксперты часто ссылаются на ФНиП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств». Как и другие “неправильно применяемые” или “применяемые по аналогии” нормы и правила, этот документ разрабатывался совершенно для других объектов. В случае применения для объектов СУГ его требования часто невыполнимы. К примеру, этот документ гласит: 5.4.7. Для СУГ должны применяться центробежные герметичные (бессальниковые) насосы или центробежные насосы с двойным торцевым уплотнением типа «тандем». В качестве затворной жидкости должны использоваться негорючие и (или) нейтральные к перекачиваемой среде жидкости. 5.4.9. Конструкция компрессоров и насосов должна предусматривать установку датчиков контроля температуры подшипников. За уровнем вибрации должен быть установлен периодический или постоянный приборный контроль. Абсолютное большинство применяемых в РФ и мире насосов и компрессоров для СУГ не соответствуют этим требованиям, а попытка их выполнить приводит к необоснованному удорожанию объекта. Таких примеров можно привести много. Ситуация с испарителями СУГ и испарительными установками также неудовлетворительная. В настоящее время отсутствуют документы, которым испарители СУГ и испарительные установки должны соответствовать или которые описывают их работу. В тексте СП 62.13300 испарители упоминаются 17 раз, 16 из них - в отношении размещения их на объекте. Совершенно не описаны требования к автоматизации, приборам КИП (что и как должно контролироваться дистанционно, какой минимальный необходимый набор автоматики безопасности). Не описана необходимость устройства резервной линии редуцирования паровой фазы. Редуцирование давления СУГ вообще оказалось вне закона с принятием в последние годы ряда нормативных документов, относящихся к ГРП. В преамбуле этих документов четко указана зона действия - природный газ. Таким образом, введенные в действие документы стали неприменимы для устройств, редуцирующих давление СУГ. Попытаемся подчеркнуть сложности применения существующей нормативной базы на примере одного из проектов, над которым в настоящее время работает ГК “Газовик”. Заказчиком по данному проекту является АО «Дальтрансуголь», дочерняя компания АО «СУЭК», объект - Ванинский балкерный терминал (перевалка угля) - расположен в глубоководной бухте Мучке, находящейся в крайней точке Байкало-Амурской магистрали, и предназначен для перевалки угля СУЭК на экспорт. Терминал построен в 2008 году, на его сооружение потрачено 345 млн. долларов США (фото 1, 2). Рис. 1. Ванинский балкерный терминал, вид из космоса.
Рис. 2. Ванинский балкерный терминал. Из-за ограниченной пропускной способности терминала на подъездных путях к порту периодически возникали огромные очереди из вагонов с углем, ожидающие разгрузки; длина очереди в пиковые моменты достигала одиннадцати тысяч вагонов. В настоящее время СУЭК реализует ряд мероприятий по увеличению пропускной способности порта до 40 млн. тонн. Приоритетной задачей проекта является устранение ограничений пропускной способности инфраструктуры на подходах к терминалу. Одним из “тонких мест” в инфраструктуре порта, нуждающихся в “расшивке”, является система подогрева полувагонов с углем. Данная система предназначена для разморозки смерзшегося в условиях отрицательных температур угля непосредственно перед разгрузкой, и состоит из ряда секций - размораживателей вагонов ПРВ (фото 3). Рис. 3. Секции-размораживатели вагонов ПРВ. Система подогрева представляет собой поделенный на секции туннель (фото 4), куда загоняется подвижной состав, каждая секция выполнена в габарите полувагона (фото 5). Внутри каждой секции находится 12 инфракрасных горелок “темного” типа, модель DSL 70 (68 кВт каждая), расположенных по стенам конструкции (фото 6). Таким образом, один модуль имеет мощность 816 кВт. Рис. 4. Вид туннеля-размораживателя вагонов из космоса.
Рис. 5. Обогреватель вагонов с разогреваемым составом угля.
Рис. 6. Инфракрасные горелки внутри секции подогрева. Техническое перевооружение предполагает изготовление и монтаж:
Особый интерес представляет испарительная установка Propan на базе четырех электрических шестиядерных испарителей Power P-960 (производства Algas-SDI, Сиэттл, США). Это - крупная даже по международным меркам испарительная установка (схема 7). Ее масса превышает 22 тонны, габаритные размеры составляют 11.3х5.2х2.5 м., производительность испарения - до пяти тонн жидкой фазы СУГ в час, а электрическая мощность испарителей немногим меньше 1 МВт. Рис. 7. Технологическая схема испарителя. Все описанные выше сложные технологические системы данного объекта (схема 8) не прописаны в действующих НД, их проектирование никак не регулируется законодательно. Понятно, что требуются нормативные документы, определяющие правила проектирования объектов СУГ, описывающие технологическое оборудование в соответствии с мировым опытом и реалиями сегодняшнего дня. Вопрос – откуда они возьмутся? Проектирование СУГ выпало из поля зрения государства. Рис. 8. Проект резервуарного парка с технологическим оборудованием. И это неудивительно. Анализ потребления СУГ за прошлое десятилетие говорит о том, что в настоящее время отрасль находится в глубоком упадке. Государство сознательно убивает ее, ориентируясь на экспорт СУГ в ущерб внутреннему потреблению. «Когда то у нас в Приморье было газифицировано на СУГах 255 тыс. квартир. Сейчас наших абонентов осталось 22 тыс.» (А.Ф. Бурнаевский, журнал «Факел» №3-4 за 2019 год, стр. 23). Если мы проанализируем данные отчетов Минэнерго РФ, то легко видеть следующую динамику:
Государство всегда уделяло недостаточно внимания контролю производства и соответствию друг другу и духу времени нормативных документов. В одних случаях (например, при сетевом газоснабжении природным газом), имеется регуляторная гильотина, когда ряд действующих документов содержит взаимоисключающие требования. В случае же газоснабжения СУГ последний действующий документ СНиП 2-04-08-87 разрабатывался в иных исторических условиях, при совершенно другом уровне применяемых технологий. Актуален ли этот документ сегодня? Современен ли он? Не пора ли внести изменения, соответствующие сегодняшнему уровню развития отрасли и лучшим применяемым технологиям? На первый взгляд, ответы на все эти вопросы очевидны. Но тут есть одна проблема: нормативные документы не берутся из ниоткуда, не пишутся сами собой. Для их появления необходимо, во-первых, наличие заинтересованного лица, заказчика; во-вторых, наличие компетентного исполнителя - разработчика. ПК4/ТК023 «Газораспределение и газопотребление» приступил к разработке проекта изменения национального стандарта ГОСТ Р 54982-2012 «Системы газораспределительные. Объекты СУГ. Общие требования к эксплуатации». Базовой организацией подкомитета является ООО «Газпром межрегионгаз», сформирована рабочая группа из представителей ООО «МРГ», ряда регионов России. К сожалению, в подавляющем большинстве участниками рабочей группы являются сотрудники организаций, никогда не сталкивающихся с СУГ в своей производственной деятельности. Факт недавнего вхождения в состав рабочей группы представителей Ассоциации “Сибдальвостокгаз”, не понаслышке знакомых с проблемами эксплуатации объектов СУГ, позволяет смотреть в будущее с оптимизмом - есть вероятность, что качество разрабатываемого документа повысится. По проектированию подобная работа - внесение изменений в действующие документы, либо разработка новых, - не ведется сегодня никем. Проблема состоит как в том, что в отрасли в принципе отсутствуют заказчики на нормативные документы такого рода, так и в том, что в настоящее время нам неизвестны компетентные разработчики НД для проектирования объектов СУГ. Учитывая все вышесказанное, нам кажется, что существующая ситуация с отсутствием нормальных, качественных, современных нормативных документов, регулирующих проектирование, строительство и сдачу в эксплуатацию объектов СУГ, в обозримом будущем не изменится. www.gazovik.ru 15 Мая 2020 г. |
||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||